С чего лучше всего начинать изучение языка программирования? С долгих предисловий, вступлений и истории возникновения самого языка? Возможно. Но это не про меня. Мне нужно сразу в бой. Поэтому сегодня, на первом уроке разбираем устанавливаем среду разработки (IDE), разбираемся, что такое переменные пайтон (Python), пишем первую программу. Получаем домашнее задание и, конечно же, радуемся.
Шаг №1 — устанавливаем среду разработки (IDE)
Уточню сразу — если хочется просто попробовать и серьёзных намерений к языку у вас нет, можете смело устанавливать мобильное приложение Python. В магазинах приложений их даже несколько, и для примитивных задач (например, как сегодня) они все сгодятся. Если же у нас с вами всё серьёзно, то отправляемся на официальный сайт Python. Выбираем свою операционную систему и скачиваем дистрибутив программы.
Безусловно, под каждую из систем есть свои способы установки «питона». В Linux, как это привыкли делать опытные пользователи, среду можно установить из терминала. Буду пока ориентироваться на Windows, как на самую популярную ОС для новичков в Python.
Благо, конечно, процесс установки не требует танцев с бубнами. Впрочем, как и процесс программирования на Python в целом. По подсказкам устанавливаем всё, что предлагается и запоминаем, где находится заветный значок программы. После установки запускаем, и мы готовы к постижению того, что такое переменные пайтон (Python).
Шаг №2. Что такое переменные пайтон (Python)?
Давайте простым языком — сложным вы прочтёте в учебниках. Переменные пайтон — это как специальные ящички картотеки, куда вы кладёте вещи (значения переменных). Но поскольку это картотека (то есть упорядоченные ящички), есть несколько правил, по которым можно в них «класть» вещи. Итак, вот эти правила:
- переменная начинается либо с символа, либо с нижнего подчеркивания (_);
- в переменной не может быть «специальных символов» (!, @, #, &, %, *);
- название переменной не должно совпадать ни с одной из команд в языке.
Ну а дальше… названия переменных ограничиваются только вашей фантазией. Да, глядите: переменные пайтон не нужно объявлять заранее, как это делается в других языках программирования. Однако, вспоминаем: ящички у нас упорядоченные, а значит, нужно разграничивать типы переменных. На этапе первого урока важно понимать 2 типа: численные и строковые переменные. Нетрудно догадаться, что в численных переменных содержатся числа (с ними можно совершать арифметические действия), а в строковых — текстовые значения.
Шаг №3. Применяем переменные пайтон на практике
Что ж, самое время для первой программы! Сначала, разумеется, разомнём пальцы и проверим, насколько мы правильно установили среду разработки.
1 |
print ('Hello World') |
И если питон выдал заветное «Привет, мир!» на английском языке, радуемся первый раз за сегодня — вы написали свою первую программу на Python. Время пойти дальше, а именно — поработать с переменными пайтон. Одним из классических примеров работы с переменными — программа-знакомство. Пускай она будет спрашивать, как вас зовут и сколько вам лет (как раз для разнообразия типов переменных). А потом она переспросит, правильно ли она вас услышала (поняла). Взгляните на пример:
1 2 3 4 5 6 7 |
name = input('Привет! Как Вас зовут?') age = input('А сколько Вам лет?') name = 'Вас зовут ' + name age = 'Вам ' + age + 'лет' print('Скажите, я правильно поняла?') print(name) print(age) |
Лучше не копируйте код. Наберите вручную, особенно на первых порах. «Пропустить» через себя — это важно. Итак, что мы делаем в этой программе? Командой input мы инициализируем ввод данных с подсказками («Как Вас зовут» и «Сколько Вам лет»). Затем в ящички (переменные) name и age кладём данные, при помощи этой команды input. И следующим этапом «докладываем» в ящички данные. Таким образом, переменная принимает новое значение:
1 |
name = 'Вас зовут ' + name |
Да, такое выражение с точки зрения математики — полная чушь. Впрочем, синтаксис есть синтаксис, и очень скоро вы привыкните к такому написанию.
Наконец, тремя последними командами print мы выводим на экран полученную и обработанную программой информацию. Теперь с ней можно провести осмысленный диалог. Для первого раза неплохо, не правда ли? А теперь время поработать самостоятельно. И вот ваше домашнее задание.
Домашнее задание
Напишите программу, которая спросит пользователя, как его зовут, узнает его вес и рост. А потом, рассчитав индекс массы тела, выведет его на экран, назвав пользователя по имени. Например, если пользователя зовут Иван, его рост 1,8 метра и весит он 78 килограммов, то программа после ввода данных должна вывести на экран:
Привет, Иван. Твой ИМТ равен 24
Формула расчёта ИМТ довольно проста: это вес поделённый на квадрат роста. Иначе говоря, если S — это рост, а M — это вес человека, его ИМТ (или, по-английски, BMI) будет рассчитан по формуле:
\[ BMI=\frac{M}{S^2} \]
При этом не будем пока давать оценку массы тела Ивана — этим мы можем заняться на следующих уроках. Проверить вы себя сможете как раз на втором уроке — начнём мы именно с разбора домашнего задания. Удачи в новых начинаниях, до встречи на уроках по Python!