Нейротехнологии и искусственный интеллект неразрывно связаны друг с другом. Практически единая история. Учёные с самого начала обращались к человеческому мозгу как к источнику информации для разработки интеллектуальных машин. Неудивительно, что основоположники разработки искусственного интеллекта (например, Уорен МакКаллох) обучались наукам изучения человеческого мозга. Обе области настолько близки друг к другу, что грань между ними едва уловима. Но она есть. Взглянем на неё поближе?
Нейротехнологии и искусственный интеллект: связь терминов
Современный искуссственный интеллект позаимствовал большую часть словарного запаса из неврологии и психологии. Например, вычислительные модели, состоящие из сетей взаимосвязанных единиц — один из наиболее распространенных подходов к ИИ — называются искусственными нейронными сетями (ИНС). Каждая единица называется «искусственным нейроном». Несколько областей исследований в области ИИ обозначены нейропсихологическими категориями, такими как компьютерное зрение, машинное обучение, обработка естественного языка и так далее. Это не просто вопрос терминологии. ИНС, например, на самом деле вдохновлены и основаны на функционировании биологических нейронных сетей, составляющих нервную систему животных.
Несмотря на эту тесную связь между ИИ и нейробиологией, этические размышления об этих двух дисциплинах развивались совершенно независимо друг от друга и при небольшом взаимодействии между двумя исследовательскими сообществами. С одной стороны, сообщество по этике ИИ сосредоточилось в первую очередь на таких вопросах, как права роботов, алгоритмическая прозрачность, предвзятость в системах ИИ и автономное оружие. С другой стороны, сообщество нейроэтиков в основном сосредоточилось на таких вопросах, как фармакологические улучшения, вмешательства в мозг, нейровизуализация и свобода воли.
Тем не менее
Однако перед лицом недавних технологических разработок эти два сообщества больше не могут позволить себе работать изолированно. На стыке нейронауки и искусственного интеллекта происходит несколько важных с этической точки зрения разработок.
Одним из них является тестирование алгоритмов ИИ в клинических исследованиях в области нейробиологии в целях прогнозирования и диагностики. Алгоритмы машинного обучения, например, были успешно обучены обнаружиa вать ранние признаки болезни Альцгеймера и психических заболеваний при сканировании мозга.
Эти результаты имеют большой потенциал для улучшения существующих диагностических протоколов и обеспечения более ранней индивидуальной терапии. В то же время перспектива автоматизированной диагностики бросает вызов устоявшимся моделям взаимоотношений между врачом и пациентом, создает риск алгоритмической дискриминации для определенных групп пациентов (например, тех, кто недопредставлен в наборах данных, используемых для обучения алгоритмов) и вызывает озабоченность в отношении конфиденциальности, особенно если это уместно. информация об этих индикаторах болезни попадает в руки работодателей и страховых компаний.
Нейротехнологии и искусственный интеллект: открытия на грани
Еще одна интересная область исследований на стыке нейробиологии и ИИ — симуляции мозга, то есть попытка использовать модели ИИ для создания виртуальных симуляций или функциональных представлений активности мозга. Хотя все еще находится на начальной стадии разработки, эта область исследований обещает принести научные и этические преимущества. В случае успеха симуляции мозга — в долгосрочной перспективе — предоставят нейробиологам дополнительные инструменты для изучения того, как работает мозг. Например, функционирующие компьютерные модели человеческого мозга (или его частей) могли бы позволить исследователям проводить некоторые виды исследований психических заболеваний и поведения без некоторых типичных методологических и этических проблем, связанных с моделями животных и исследованиями людей. Кроме того, мозги и машины становятся все ближе и ближе благодаря так называемому функционирующие компьютерные модели человеческого мозга (или частей мозга) могут позволить исследователям проводить некоторые виды исследований психических заболеваний и поведения без некоторых типичных методологических и этических проблем, связанных с моделями животных и исследованиями людей.
Нейротехнологии и искусственный интеллект:
ещё ближе
Кроме того, мозги и машины становятся все ближе и ближе благодаря так называемому функционирующие компьютерные модели человеческого мозга (или частей мозга) могут позволить исследователям проводить некоторые виды исследований психических заболеваний и поведения без некоторых типичных методологических и этических проблем, связанных с моделями животных и исследованиями людей. Кроме того, мозги и машины становятся все ближе и ближе благодаря так называемомуинтерфейсы мозг-компьютер (ИМК). Эти системы устанавливают прямую связь между мозгом и внешней компьютерной системой, такой как роботизированная конечность, персональный компьютер, синтезатор речи или электронное кресло-коляска.
Само собой разумеется, что программное обеспечение ИИ необходимо для обеспечения прямой связи между мозгом и компьютером. BCI могут изменить правила игры для нескольких классов неврологических пациентов. В некоторых случаях они уже есть. Параллельно они ставят перед нашим сообществом новые этические проблемы.такие последствия для личной идентичности и психологической преемственности связи человека и ИИ, конфиденциальность и безопасность данных, собранных и переданных BCI, а также перспектива использования BCI не только для восстановления функций у неврологических пациентов, но и в качестве альтернативного метода для повышение познавательной способности здоровых людей. Наконец, использование ИИ в качестве оружия распространяется на нейротехнологии, в частности, на НКИ. Поскольку BCI и другие нейротехнологии все чаще тестируются в военных исследованиях, этические вопросы двойного назначения и нейробезопасности становятся все более актуальными.
Технологии: рука об руку
Учитывая эту связь между нейронаукой и ИИ, сообщества нейроэтиков и специалистов по этике ИИ должны больше не работать обособленно, а стремиться к более тесному взаимному и междисциплинарному обмену. Создание общего этического дискурса на интерфейсе мозг-ИИ, вероятно, принесет пользу обеим областям.
Положительные примеры уже есть. Например, Международное общество нейроэтиков (INS) часто проводило панельные дискуссии об искусственном интеллекте и других новых технологиях. В ноябре 2018 года исследователи собрались в Мексике, чтобы обсудить «Нейроэтические аспекты искусственного интеллекта». В мае 2019 года исследователи из LMU Munich организовали конференцию под названием «(Клиническая) нейротехнология встречается с искусственным интеллектом», сосредоточив внимание на этических, правовых и социальных последствиях этих двух областей. Исследователи, участвующие в международных инициативах в области мозга, таких как Human Brain Project и US Brain Initiative, обсуждают ценность вычислительных моделей в нейробиологии и влияние искусственных систем на изучение сознания. Между тем, в нескольких публикациях рассматривались этические проблемы на пересечении двух областей.
При этом разработка единой этической основы для мозга и машин — непростая задача. Этические разногласия часты в каждом сообществе, не говоря уже о том, что между ними. Предстоящий обзор международных руководств по этике искусственного интеллекта выявил существенные расхождения в толковании и практической реализации этических принципов. Между тем нейроэтики категорически не согласны с необходимостью регулирования неклинического использования нейротехнологий.
Однако целью создания общего этического дискурса на интерфейсе мозг-ИИ не должно быть моральное соглашение. Наоборот, разногласия могут способствовать интеллектуальному прогрессу. Оптимальной реакцией этического сообщества на развитие нейронауки и ИИ является не консенсус, а скорее взаимная осведомленность, обмен информацией и, возможно, сотрудничество.